тема 3. МАЙОЛИКА. ЗАДАНИЕ: «ОСНОВА ДЛЯ ВЕНКА»

Я прекрасно понимаю, что две недели на задание – это очень сжатые сроки. Кто не успевает, пропускает – не переживайте. Работайте спокойно, осознанно. Делайте, тесты, пробники. Сейчас уже стало понятно, что лучше не «размахиваться».

Рисовать эскизы, про всё, что вздумается, планировать много, а лепить, то, что легко пойдёт, займет не так много времени и сил и раскроет главное в задании – это тоже очень важный навык, который стоит приобретать. Потом неспешно воплотите все идеи, все, что пометите как важное и запишете как интересное, что успели подметить.

После курса у вас остается тетрадка полная планов, зарисовок, вопросов. Это волшебная добыча, которая будет дальше поддерживать в самостоятельных шагах. Поэтому не переживайте, что не всё успели, и помните, что «лишних» эскизов, идей, попыток не бывает. Они все заплетаются в одну толстую косу и дают гораздо больше сил и опыта, чем кажется. Просто имеют отложенный и продленный эффект.

 

В новом задании мы можем совместить два предыдущих: сделать микс из формы и плоскости. Изогнуть пласт, скроить какую-то форму, что-то долепить. Использовать форму, фактуру, глазури  – глухие и прозрачные.

«Основа для венка» это соединение декоративного пласта и кашпо.

Нужно придумать, как совместить керамику с настоящими растениями: живыми цветами или сухими композициями из ветвей, корней. Растения мы будем считать матовой частью, а керамику — глянцевой.

Необходимо продумать конструкцию основы: откуда и куда будут просовываться растения и как закрепляться. Где будут отверстия, петельки, крючки, зацепы и т.д. Будет ли это висеть на стене, стоять вертикально или как-то по другому располагаться.

На очном варианте в этом задании мы выбрали вот такое решение:

Но вы можете сделать все, что угодно: хоть гончарную дырявую вазу! хоть свернутый стоймя пласт, хоть пень с глазами…

Обратите внимание на сочетания белой глухой глазури на гладких частях основы с игрой прозрачных на рельефных частях.

Всегда помните: если не решаетесь, сомневаетесь, в первую очередь  ограничьте себя размером. Небольшая вещь займет меньше времени и сил, меньше нервов вымотает. В небольшом размере и доминанта выстраивается более внятно и жестко, это тоже в плюс.

Лучше взять лаконичную форму, потому что в качестве хаоса выступят живые цветы и растения.

  1. Продумать темные и светлые места для покраски ещё в процессе лепки.
  2. Распределить на эскизе прозрачные глазури, которые рельеф подчеркивают, и глухие, которые его скрывают.
  3. Нарисовать схемки или сразу слепить, держа всё это в уме, а эскиз сделать только для покраски.

Обратите внимание на то, что про цвета глазурей я ничего не говорю. Сейчас это абсолютно не важно! Важны только свойства: глухая она или прозрачная

Важно разобраться с формой и подумать: как тут выстроить доминанты? Как тут всё увязать и распределить?

Сочетаем:

  • Объем и форма + фактура
  • Светлое + темное
  • Прозрачные текучие + глухие плотные

Майоликовую покраску трудно изобразить на эскизе, поэтому можно нарисовать просто схему, где отмечаем светлое/темное. Для такой я покраски иногда расписываю просто текстом: что, где и как.

Важно помнить, что при совмещении слоёв глухих и прозрачных глазурей лучше класть сначала глухие, а сверху прозрачные.  В таком порядке они ведут себя более стабильно. Если наоборот, то может быть красиво, а может раствориться или дать неприятную пену. В этом случае сначала исследуем, потом красим вещь.

Как делать пробники?

Посмотрите примеры майоликовой покраски и сочетания прозрачных и глухих. Глухая тут использовалась, в основном, белая, поэтому ее легко отличить. Работы студентов студии.

И мои майоликовые работы.