Мы уже выбрали работу, придумали концепцию, сделали фотографии и представили, где будем показывать наш проект. Теперь нам понадобится описание. Без сопроводительного текста ни один проект не может обойтись. Нужны как тексты, дополняющие фото для презентации, так и общее, более полное описание проекта, которое обычно называют пресс-релизом, если речь идет о выставке или событии.
Чтобы не встать в тупик перед такой сложной задачей, есть универсальное правило ответа на три вопроса о своем проекте.
- Что это?
- Почему такая форма выражения?
- Что это дает миру? Какую проблему решает?
Вы можете по пунктам отвечать на эти вопросы, и уже получится текст.
Например:
«Это кривая керамическая чашечка, созданная в технике ручной лепки. Именно эта техника дает возможность особого контакта с материалом и свободу выражения эмоций. Благодаря этому проекту мы можем визуализировать, раскрыть и глубже проживать такие-то впечатления. Допустим, потом передавая чашечку из рук в руки мы делимся сокровенным.»
Это самый простой вариант. Можно описать гораздо подробнее, отвечая на эти три вопроса.
Можно включить дополнения:
- Кто автор?
- Что явилось вдохновением?
- Как отражено: материалы, техники.
- Какие-то исторические или географические факты, отсылки к истории искусств, какие-то цепляющие внимание или эмоции детали
- Если кто-то еще участвует в проекте, обязательно указывайте команду.
В мире искусства все принято писать специальным, очень замороченным языком, указывать влияния и течения, рассматривать в каком-то конкретном контексте. Если текст нужен прямо для музея или арт-галереи, то можно заказать его кому-то из искусствоведов, но все равно общее описание концепции должно быть ваше собственное.
В мире журналистики и соцсетей ваша работа или мероприятие рассматривается как новость, инфоповод. Поэтому информация для прессы должна быть живая, актуальная, подойдет образный текст с цепляющими фактами. Может быть даже острая тема, в чем-то полезная людям. Тут подойдут в дополнение какие-нибудь факты, сводки, цифры по вашей теме.
Удивительно, что для журналистики актуальная вещь – календарь событий: праздники, дни собак, пива, смена времени года – все это инфоповоды. Выгодно привязывать свой проект заранее к нужным датам, чтобы прокатиться на актуальной волне.
Конечно, важно заранее посмотреть, какое направление предпочитает и о чем любит писать то или иное издание или блог. Почитать пресс-релизы выставок, ранее проходивших в галерее которая вас интересует.
Если вы пишете, чтобы получить грант, то тоже будут особые нюансы. В некоторых случаях стоит попросить консультацию, как и что лучше писать.
Если презентация нужна для сотрудничества или поиска команды, то важно чтобы стало понятно: что у вас есть, что предлагаете и что именно хотите получить.
В любом случае, если начали работать с текстами, стоит найти в помощь корректора. Это не обязательно должен быть искусствовед или литератор, важно, чтобы кто-то просто смотрел со стороны, потому что тексты о собственном творчестве писать очень трудно. Очевидное для автора часто не ясно окружающим и требует дополнительных разъяснений. Поэтому можно показать свои тексты друзьям, чтобы убедиться в том, что вас правильно понимают.
Какой бы сложной ни казалась задача писать о себе и своей работе, рано или поздно все равно придется это делать. Такие умения можно и нужно развивать. Начать тренироваться можно на коротких презентациях к учебным проектам. Присматриваться, обращать внимание – где кто и как пишут на близкие вам темы.