тема 4. — ПОЧЕМУ БУТЫЛКА?

Задание этой недели — бутылка с ровными стенками методом ручной лепки. Но почему? Ведь такую форму проще свернуть из пласта?

Во-первых, потому, что на вертикальном цилиндре проще увидеть, как «уходит» форма, проще контролировать соответствие с задачей. Ведь у гончаров тоже неспроста цилиндр – основная форма в обучении. На нём навыки лепки легче отрабатывать.

Во вторых, бутылка – не совсем цилиндр. В ней есть «плечики»: перепад между телом и горлышком.

И, конечно, у разных бутылок могут быть разные пропорции!

ХИТРОСТИ ЛЕПКИ

Основной ключ к форме – это степень сухости (консистенция) глины. Когда стенки бутылки поднимаются очень быстро, глина под своим весом начинает проседать. Стенки утолщаются и сосуд деформируется. Чем мягче глина, том скорее форма «уплывёт». Нередко приключается неравный бой с материалом и результат типа «шила милому кисет, вышла руковица» и вместо бутылки –  мешок.

Биться с глиной тут бесполезно. Тяготение земли неумолимо, но если хитростью, то можно: поднимаете до тех пор, пока глина держит форму, залепляете пленкой самый край и идете пить чай. Если нет времени, подсушиваете вентилятором или феном, только очень аккуратно, чтобы не пересушить. Потом поднимаете следующую «порцию» стенки, и т.д.

Конечно, это актуально для объектов выше 20 см или когда глина слишком мягкая. В идеале, глина не размазывается по рукам и легко лепится. Для шамота лучше даже чуть жестче комфортно-мягкого. Но, как вы понимаете, совсем жесткая глина плохо скрепляется и трескается. Это тоже не годится.

ХИТРОСТЬ ДЛЯ СУШКИ

Если лепить в форсмажорных условиях, с вентилятором или сушилкой, или в несколько этапов, сухость глины в одном изделии будет немного разная. То же касается вещей с прилепленными деталями разной толщины.

В таких случаях лучше не сушить сразу, а хотя бы сутки подержать в закрытом целлофановом мешке. За это время, в замкнутой среде влага равномернее распределиться по глине. Шансов, что уведет в сушке или появятся трещины, будет гораздо меньше.

Потом сушим прикрывая верх, а дно приподнимаем – ставим на две палочки как на рельсы, чтобы под ним проходил воздух. Если много всяких сложных деталей, то можно всю работу целиком, кроме самого низа, прикрыть тряпкой, не закутывая. Но дно всё равно приподнять.

Конечно, это всё актуально для крупных вещей, а если глина совсем «тощая», то и для некрупных. Чем крупнее объект, тем больше требований к глине.

Если у вас вечно всё разваливается, значит вы или не очень наблюдательны, или просто ваша глина не подходит для этих целей. «Кривые руки» тут точно ни при чём.