По традиции, первое задание было самым объемным. Дальше будет полегче.
Само по себе БЛЮДО – вещь несложная.
Раскатываем блин, фактурим и приподнимаем края в кожетвердом виде. И готово. Можно использовать гипсовую форму или матрицу: положить пласт в широкую плоскую тарелку, и он примет ее форму.
Такое простое по лепке задание мы берём для того, чтобы максимум времени и сил посвятить декору.
Тут можно снова перечитать статьи про фактуры, ангобы и т.д.
Законы рельефа и плоскости: ещё раз про доминанты.
Для вашего небольшого проекта понадобится не только режиссерская идея, но и отбор актеров-действующих лиц: распределите, какие роли достанутся фактуре, глазурям, ангобам. Пишите сценарий.
Итак, АКЦЕНТЫ
Акцентом мы можем считать что-то контрастное: то, на что мы обратим внимание в первую очередь.
1) Блестящее выделяется среди матового
2) Гладкое выделяется среди шершавого
3) Возвышающиеся наслоения активнее углубляющихся
4) Хаотические линии и детали выразительны на контрасте с упорядоченными и наоборот.
Простой контрастный объект бросится в глаза раньше сложного по форме и тонко разработанного.
Как пример ошибки: нередко центр блюда со сложным цветком «проваливается», а в глаза лезут маленькие и контрастные пятна с окантовки. Сложному цветку в этом случае не хватает яркости, контрастности, чтобы привлечь достаточно внимания.
Чтобы не запутаться, важно определить для себя то, что будет в вашей вещи ДОМИНАНТОЙ.
Главным элементом, на который мы хотим обратить внимание зрителя.
Тут можно увидеть «голую схему»:
ДО ОБЖИГА
Порядок действий: рельеф -> фактура -> цветные ангобные подкладки, которые останутся матовыми -то, что вы сейчас видите белое, это бесцветная глазурь наложенная сверху по ангобу, после обжига она станет прозрачной, глянцевой и усилит цвет ангобов.
ПОСЛЕ ОБЖИГА
Смотрим это всё в действии. Как видите, рельеф и фактура тут тоже играют немалую роль, а глянец бесцветной глазури усиливают доминанту выступающих частей и цвета.
Тут два моих пласта, на которых хорошо видно, что распределение глянцевое/матовое очень похоже на детскую игру в крестики-нолики.
Выбираешь что-то одно важное, что точно будет глянцевым, и погнали через ступеньку.
Тут это делать очень легко, потому что уже задан ритм фактурой и рельефом, сама керамика матовая. Остается только «распределить блеск по клеточкам». Тут, конечно, еще различаются более и менее блестящие участки, но это большого значения не имеет.
Я думаю, что кто-то уже догадался, что можно сделать блюдо, состоящее из квадратов расположенных в двух плоскостях, и покрашенное контрастно по соотношениям тона и глянца.
Это будет беспроигрышный вариант, и даже если его возьмутся делать все, то готова поспорить: двух одинаковых точно не будет. Так что важно не бояться сделать «простые» вещи!
А теперь расскажу, как можно запутаться 🙂
Оба пласта делали взрослые барышни: не художники, не керамисты, но начинающие осваиваться в керамике.
Одна придумала композицию из цветов, далекую от простых схем (слева).
Другая у нее потом почти полностью срисовала (справа).
С плоскостями и композицией никто особо не заморачивался, поэтому легкая каша присутствует. Это работы после первого обжига, до обжига протертые оксидом меди.
А это покраска. В доминанте белая глухая на шишечках (фиолетовые добавки растворились в печи) + в качестве поддержки – белые стебли, части ободка.
Схема «крестик-нолик» работает тут только при боковом свете когда видна разница между глянцевым и матовым.
Обе работы пришлось подробно разбирать и «вытягивать» чтобы не намесить ещё больше хаоса.
Левая, на мой взгляд, более гармонична, благодаря распределению шишечек по всему полю и ободку, который частично выравнивает плоскость и своим плотным белым замыкает и поддерживает шишечки. Но у второй зато шишки больше, и стрекозааааа 🙂
По большому счету обе работы представляют собой полный хаос из красивых керамичных эффектов. Есть тема, есть выразительные средства, но с режиссерской и художественной точки зрения – каша.
Вариант 2
А это попытка сделать вторую работу по следам первой, Более простая и осмысленная. Тут четче ритм фактуры и ее меньше: достаточно свободного места где можно применить все удачные моменты из предыдущей глазурной покраски.
ПОЧЕМУ ПРОСТОЕ И КРУПНОЕ ЛУЧШЕ, ЧЕМ МЕЛКОЕ И СЛОЖНОЕ?
Всё очень просто. В керамическом декоре важна возможность разглядеть красоту и необычность самой глины, ее фактурность, переливы красок, сложную игру оттенков и характера блеска. Особенности, которых нет ни у какого другого материала. Если сильно загустить композицию рисунком или рельефными элементами, то красить ее дальше просто нет смысла, только если в один цвет. В противном случае получится каша.
Конечно, существуют поистине мастерские решения по совмещению чего угодно. Но начинать лучше с простого, тем более, что в керамике ничего «простого» по определению нет.
Когда автор игнорирует свойства материала, не понимает и не чувствует его, вещь выглядит топорно. В этом случае мельчайшие узоры, выполненные без взаимодействия, с помощью насилия и банального упорства, будут казаться вымученными и бездушными.
Далее примеры работ непрофессионалов, некоторые вообще работали с глазурью впервые. Но движение тут явно в верном направлении. Есть небольшие недочеты, и их видно. Именно из-за большей наглядности я многое иллюстрирую именно работами студентов.
Как добавить сложности там, где материал не позволяет пролепить мелкие детали: глаза, реснички и т.д.?
Мелкие веточки, усики, закорючки можно не пролепливать, а оставить пустые места и добавить роспись тонкой кистью или сграффито. Иногда эту роль может выполнить и глазурь с подходящими эффектами: кракле, чешуек, сборки и т. д.
Важно не пытаться «нарисовать ВСЁ». Сложность возникает сама в сочетаниях нескольких не сложных самих по себе приёмов. Это будит воображение зрителя.
Пара примеров о том, как я фактурю