тема 1. 2 — ТЕХНИКА РАБОТЫ С ПЛАСТОМ

Работа с пластом имеет свои особенности.

Главная задача — чувствовать консистенцию глины. Выбирать для работы тот момент, когда она хорошо держит форму, гнется, но не трескается в процессе деформации.

Мастерская работа с пластом — это, в первую очередь, знание глины, с которой работаешь. 

Необходимо чувство сухости и пластичности пласта, понимание момента, когда нужно действовать, а когда подождать. Это как работа в команде. У всех глины разные, поэтому общих рецептов не существует. Наблюдательность и практика двигают процесс.

Лайфхак:

Если разрезать обычный пакет и плотно прилепить его к внешней поверхности пласта, трещинки на выгибаемых частях не будут появляться так активно. В случае объемных и сложных деформаций можно наклеивать пакет с обеих сторон.

Конечно, если глина пересохла, то пленка от трещин уже не спасёт.

Второй важный момент — склеивание пластов и сушка.

Для склейки пластов лучше всего подойдет шликер из той же глины, с которой работаете. Если глина чувствительна к сушке, можно в этот шликер добавить целлюлозу или камышовый пух.

Обычно достаточно сделать активные насечки на краях, которые вы собираетесь клеить, нанести шликер, немного подождать, чтобы не было откровенной воды, и соединить, плотно прижав поверхности. Закрепить эффект можно, постучав лопаткой.

С внутренней стороны шов склейки лучше дополнительно проклеить и утолщить «колбаской» глины. Склейка должна быть очень тщательной, чтобы при сушке и в обжиге не появились трещины.

Если вещь крупная и склейка сложная, то перед тем как продолжать работу, лучше подержать ее в пакете 6-12 часов, чтобы общая консистенция выровнялась.

Сушка сложных объектов должна быть бережной. Тонкие, выступающие детали  в начальной фазе прикрывать тканью. Когда верх подсох, изделие лучше поставить на бруски и приподнять над столом, чтобы просушить дно.

Ниже показан процесс работы и некоторые хитрости, которые мы можем использовать: временные подпорки, заострить, смягчить или вообще создать новые плоскости с помощью бруска или лопатки.

 

Как вы поняли, большая часть обработки происходит в кожетвердом состоянии, когда глина уже  плотная, «не лепится».

Читайте и смотрите весь процесс работы над «Луной и птицей» от идеи, эскизов до финала.