тема 2. ЧЕМ РЕЛЬЕФ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ФАКТУРЫ

 

Законы рельефа и плоскости: ещё раз про доминанты.

Конечно, рельеф – очень объемная и сложная тема, поэтому я коснусь только тех простых правил, которые должен знать прикладник для декора изделий.

И важнейшим для нас здесь будет понятие ПЛОСКОСТИ.

Поскольку рельеф выпуклый, у него есть несколько плоскостей. Если мы будем налеплять рельефные детали из пластилина на обычное чайное блюдце, то сразу увидим, что красота в том, что у рельефа есть основа — поверхность блюдца, и она совершенно одинакова по глубине во всех частях блюдца, «ровненькая» Это называется «плоскость читается».

Дальше: все выступающие части второй плоскости тоже должны  визуально  выравниваться, соответствовать по высоте друг другу и  выступающему краю каемки. Это будет вторая плоскость.

Обычно двух вполне хватает, но можно сделать и третью.

Но если мы сделаем третью плоскость просто местом, возвышающимся одиноко и не имеющим связи с аналогичными высотами, то при беглом взгляде на такую работу возникнет неосознанное желание такой объект отковырять, снять. Он как будто не привязан к рельефу. Будет топорщить взгляд как «прыщ на ровном месте». Это означает одно: он не в границах общей плоскости, и не имеет поддержки по высотам, чтобы создать свою собственную плоскость.

Поэтому, если вы хотите сделать акцент, вам не обязательно разрушать плоскости. Можно просто сделать его контрастнее, или ещё как-то привлечь к нему внимание.

Закон плоскости – вещь неумолимая. Поэтому в работе над рельефом среднего и крупного размера чаще не налепляют, а «выбирают» нижнюю плоскость из толстого, ровного пласта. Это позволяет сразу, автоматически оставить все выпуклые объекты на изначально заданной толщиной пласта плоскости, чтобы не запутаться. К нижней, «фоновой» плоскости требования не столь высоки, можно и на глазок делать.

Люди, которые не задумываются об этом, или не знают важного правила сохранения и создание плоскостей в рельефе, все выступающие части прилепляют на разных высотах. В этом случае все элементы рельефа живут «кто в лес, кто по дрова», в результате получается каша, даже если рисунок и лаконичный.

Глаз и так обманывают, предлагая ему за маленьким рельефом видеть в воображении перспективу. Чем ему удобнее, тем лучше впечатление.

 

Второе важное правило мы назовем правилом перспективы. Не смотря на то, что на нашем фактурном блюде мы не обязательно будем делать ближний, средний и дальний план, и у нас может быть орнаментальная вещь, вообще далекая от перспектив, эти законы для нас очень важны. Ведь это не что иное, как рычаги управления вниманием зрителя. В фактуре они графически соответствуют правилам изображения перспективы:

Ближний план характеризует самый крупный и наиболее контрастный рельеф, наиболее проработанный. Средний – в другой плоскости, ниже и мягче, а вот дальний план может быть легко прорисован просто линиями общего характера.

Если мы изображаем просто рельефный, даже орнаментальный цветок, то легко предположить, что листья и части, которые мы хотим выделить, будут крупнее и более внятные. Какие-то дополнительные стебли и завитки можно просто легко прорисовать на фоне палочкой.

Представьте, что мы одинаково активно пролепим ВСЕ детали?! Это будет перенасыщено, неприятно для взгляда, как крупное фото, где нет размытия глубины резкости.

Важное дополнение, еще один закон: независимо от планов, плоскостей, перспективы, к краям всё детали уплощаются. Это как виньетка на фото. Активность с краёв убирается.

В общем-то, в рельефе нет ничего особо сложного. Всё похоже на изо, только в объеме. Чувство плоскости довольно быстро развивается, а если их всего две, то всё упрощается еще больше. Но не для керамистов.

В керамике можно в дополнение к рельефу и фактуре ввести глазури. Это добавит тон, цвет и блеск, а заодно может сделать из рельефа кашу. Важно не переборщить и помнить об акцентах.